Метель

Выпуск 63
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Свиридовская «Метель» — из тех фильмов, которые чаще вспоминают благодаря музыке. Большинство людей, и молодых, и старших, знают музыку Георгия Васильевича Свиридова лучше, чем саму картину Владимира Басова. В этом нет ничего удивительного — музыка давно стала частью жизни нескольких поколений, во многом благодаря частому исполнению Большим симфоническим оркестром имени Чайковского.
Сам композитор называл это произведение «иллюстрациями» к пушкинской повести. Не саундтреком, а именно музыкальными иллюстрациями — циклом оркестровых пьес в разных жанрах: от военного марша до жестокого романса. Каждый номер рисует часть общей картины русской жизни XIX века. Здесь невольно вспоминаются «Картинки с выставки» Мусоргского с их потрясающей образностью. У больших мастеров всегда видна творческая родословная, и отголоски Мусоргского явственно слышны в музыке Свиридова, глубоко почитавшего своего великого предшественника.
При этом все музыкальные номера обладают законченной концертной формой. С современных позиций они, казалось бы, не соответствуют требованиям киномузыки, которая должна подчиняться драматургии фильма. Можно представить, как сегодняшние режиссёры и продюсеры сказали бы: «Ну, симфонию написал — всё внимание на себя перетянул».
Но «Метель» — повесть, а не роман, с линейным развитием сюжета. Это позволило музыке существовать самостоятельно, не вплетаясь в повествование, а именно иллюстрируя его, как и задумывал автор. Художественный результат превзошёл все ожидания: музыка зажила собственной жизнью, сохранив от первоначального замысла лишь название.
Сегодня возникает вопрос: хорошо это или плохо? Ответы продюсеров будут разными. Размышляя о современной киноиндустрии, нельзя избежать простых вопросов: мы стремимся к художественному результату или коммерческому? Ответ, мне кажется, очевиден.
Владимир Басов. Фильм «Метель». 1964 год. Композитор Георгий Свиридов

Последние выпуски программы

Выпуск 67

Девушка без адреса

«Девушка без адреса» отражает мирную жизнь 1950-х, когда война осталась позади, а впереди — созидание.

Выпуск 66

Римские каникулы

Автор музыки к «Римским каникулам», родившийся в 1899 году, самый молодой участник «Французской шестёрки», работавший с Дягилевым, — настоящий мастер.

Выпуск 65

Бег

Вальс — часть нашей ментальности.

Поиск по сайту