Маленькие трагедии

Выпуск 48
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Речь пойдёт об одном из самых ярких явлений в киномузыке на рубеже 70-80-х годов. Мы всегда осознаём разницу между понятиями «большой композитор» и «композитор кино», между «большой музыкой» и «музыкой кино». Не умаляя достоинств ни того, ни другого, мы чётко чувствуем эту границу.
Между этими мирами лежит широкая буферная зона. Но здесь случай особый — большой композитор из мира академической музыки пришёл в кино со своими художественными задачами, намеренный решать их честно. Честно — потому что отношение к киномузыке в профессиональной среде часто было снисходительным. Помню, как в консерваторской библиотеке тома Дунаевского стояли рядом с партитурами Глинки и Чайковского, вызывая ироничные замечания профессоров.
Музыка к «Маленьким трагедиям» — честная, профессиональная, сделанная на высочайшем уровне. Она появилась в момент перелома: когда синтезаторы и электронные инструменты начали вытеснять симфонический оркестр. Этот опус — словно последний мощный всплеск перед грядущим упрощением. Здесь весь арсенал: оркестры, орган, гитары, колокола, вокал.
Особенно показательно, что Шнитке сам написал всю внутрикадровую музыку (обычно этим занимались другие). В кино различают внутрикадровую музыку (звучащую в сцене — из радиоприёмника, от соседа-музыканта) и закадровую (собственно саундтрек).
Шнитке ввёл в киномузыку понятие полистилистики — сочетания фрагментов из разных эпох и стилей в одной сцене. То, что через 25 лет в Голливуде сделает Ханс Циммер, Шнитке осуществил средствами живого оркестра, без электроники.
Он из немногих больших композиторов, кто относился к киномузыке серьёзно. Для него кино стало импульсом — на основе этих работ рождались самостоятельные академические сочинения.
Михаил Швейцер. Фильм «Маленькие трагедии». 1979 год Композитор Альфред Шнитке

Последние выпуски программы

Выпуск 67

Девушка без адреса

«Девушка без адреса» отражает мирную жизнь 1950-х, когда война осталась позади, а впереди — созидание.

Выпуск 66

Римские каникулы

Автор музыки к «Римским каникулам», родившийся в 1899 году, самый молодой участник «Французской шестёрки», работавший с Дягилевым, — настоящий мастер.

Выпуск 65

Бег

Вальс — часть нашей ментальности.

Поиск по сайту