Табула тридцать вторая. Дирижёр

Выпуск 32
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Декабрь 1939-го, Нью-Йорк. В Главном зале Карнеги-холла аншлаг. Свободных мест нет даже на пятом ярусе, куда ведут почти полторы сотни крутых ступенек. На сцене Филадельфийский оркестр, но за его пультом, вместо маленького и подвижного Юджина Орманди, возвышается фигура, у которой всё «слишком»: рост, худоба, длинные руки… Это Сергей Рахманинов, и он выступает на первом фестивале имени себя.
Американская публика боготворит его как великого пианиста, знает, как композитора, но Рахманинов-дирижёр — это открытие. Поэма «Колокола» производит настоящий фурор, и трудно поверить, что маэстро не держал в руках заветную палочку уже многие годы, а его дирижёрский стаж связан в основном с Россией. Но даже там он был скорее вольным художником. Один сезон в театре Мамонтова, два — в Большом, отдельные спектакли в Мариинском и нерегулярные выступления в концертах, и это при том, что управлять оркестром его никто и никогда не учил.
Обладатель Большой золотой медали Московской консерватории вначале даже не знал, что показывать вступления нужно не только оркестрантам, но и певцам. С большого конфуза началась его карьера, зато потом был большой успех. И хотя злые критики порою называли его «жесты слишком скупыми, а руки неэластичными для дирижёра», они отмечали блестящий результат: оркестр всегда знал партитуру и играл с неимоверной отдачей. А всё благодаря огромному авторитету и железной дисциплине.
Если вы думаете, что интересная книжка на пюпитре — это открытие современное, таки нет. Музыканты прошлого этим тоже грешили, а ещё уходили покурить, если в партии были долгие паузы. Рахманинов строго наказывал и тех, и других, вплоть до увольнения из оркестра. Общался сухо и без эмоций, интриги пресекал. Его боялись, уважали и боготворили. Это позволяло играть в театре новые спектакли почти каждую неделю: «Онегин», «Пиковая дама», «Князь Игорь»… А в концертах были симфонии Моцарта и Чайковского, поэмы Листа и Рихарда Штрауса.
Говорят, что в частной коллекции хранится видео, где Рахманинов за пультом оркестра. Оно сделано в Америке в конце 20-х, но до сих пор не опубликовано. А из доступных известны лишь три аудиозаписи, и все — его собственные сочинения: транскрипция «Вокализа», поэма «Остров мёртвых» и Третья симфония. В её знаменитом Адажио маэстро добился невероятного звучания, и до сих пор ещё никому не удалось повторить эту магию.

Последние выпуски программы

Выпуск 40

Табула сороковая. Последняя тайна

После зимних дождей американский Город ангелов хорош как никогда. Цветущие деревья окутывают его бело-розовым облаком, а изумруд окружающих холмов ещё не успевает выгореть под палящим солнцем. Эту красоту Сергей Рахманинов в последний раз увидит весной 1943-го.

Выпуск 39

Табула тридцать девятая. Ни белый, ни красный, а русский

Ранняя весна, спустя две недели после революции, свергнувшей царя. В московском «Театре Зон», где сейчас филармония, играет лучший пианист Российской империи. Гонорар в 1000 рублей он передаст Союзу артистов-воинов: «от первого выступления в стране отныне свободной, на нужды армии свободной прилагает свободный художник С. Рахманинов».

Выпуск 38

Табула тридцать восьмая. «Господи, пошли мне сил и терпения»

«Разве вы не заметили, что я точку упустил? Она у меня сползла, понимаете?», — закусив губы, злился Сергей Рахманинов. И все, кто был в артистической, понимали: их кумир недоволен кульминацией, а публика в зале даже не заметила. Она ревела от восторга.

Поиск по сайту