Табула двадцать третья. Божество

Выпуск 23
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Ветер в лицо, «смех» снежинок и перезвон бубенцов. По ноябрьской пороше мчится птица-тройка: мощный рысак да две пристяжные с «лебедиными» шеями. Эта музыкальная зарисовка станет для Рахманинова частичкой родины, которую он увезёт с собой в эмиграцию. Будет играть на концертах «на бис», сделает несколько записей, а автора пьесы — Петра Ильича Чайковского — назовет своим божеством.
Они не могли не встретиться — юный хулиган из Петербурга и знаменитый московский композитор. Их пути пересеклись в Хамовниках, в доме педагога Николая Зверева. Один здесь жил и учился, а другой забегал по-дружески — пообедать или перекинуться в вист.
Однажды нескладный худой мальчик с огромными руками сыграет пьесу «На тройке» из цикла «Времена года», и растроганный мэтр благословит его поцелуем. По легенде, этот поцелуй снимет «злые чары» с шалопая Серёжи Рахманинова, и тот захочет стать композитором, как изящный седовласый человек с голубыми глазами. Он попадёт в сферу его притяжения. «Чайковский поощрял меня и помогал моему развитию», — рассказывал Рахманинов. Он помнил похвальный отзыв о поэме «Утёс» и «опьяняющее предложение» поставить в театре их оперы в один вечер: «Иоланту» и «Алеко». А ещё был совет — не торговаться за издание партитуры «Алеко» и взять столько, сколько предложат.
Вот и всё, что попало «в кадр».
Конечно, это немного, но Чайковский никогда не был его учителем, хотя однажды поставил ему на экзамене по гармонии 5+++. Минуса юный Серёжа тоже не избежал. За «рабское подчинение авторитету» маэстро забраковал его переложение для фортепиано в четыре руки балета «Спящая красавица». Будущая звезда преодолеет гравитацию авторитета и выйдет на свою орбиту, попрощавшись с кумиром в Трио «Памяти великого художника». На премьере будут плакать и зрители, и сами исполнители, среди которых двадцатилетний автор.
Рахманинов проводит «божество» в мир иной, но его музыка останется с ним навсегда. В концертах продирижирует симфониями композитора, в Большом театре — балетами и операми. Любимую «Пиковую даму» будет помнить даже спустя десятилетия и играть без нот. А незадолго до смерти сделает фортепианную транскрипцию его «Колыбельной песни», и уже тяжело больной успеет её записать. Это прощание с родными и друзьями, с Ивановкой, где был счастлив, с собой — 13-ти летним мальчишкой, которого когда-то благословил поцелуем Чайковский. Круг замкнулся, и нужно уходить. И эти заключительные «истаивающие» звуки как взмах руки напоследок.

Последние выпуски программы

Выпуск 40

Табула сороковая. Последняя тайна

После зимних дождей американский Город ангелов хорош как никогда. Цветущие деревья окутывают его бело-розовым облаком, а изумруд окружающих холмов ещё не успевает выгореть под палящим солнцем. Эту красоту Сергей Рахманинов в последний раз увидит весной 1943-го.

Выпуск 39

Табула тридцать девятая. Ни белый, ни красный, а русский

Ранняя весна, спустя две недели после революции, свергнувшей царя. В московском «Театре Зон», где сейчас филармония, играет лучший пианист Российской империи. Гонорар в 1000 рублей он передаст Союзу артистов-воинов: «от первого выступления в стране отныне свободной, на нужды армии свободной прилагает свободный художник С. Рахманинов».

Выпуск 38

Табула тридцать восьмая. «Господи, пошли мне сил и терпения»

«Разве вы не заметили, что я точку упустил? Она у меня сползла, понимаете?», — закусив губы, злился Сергей Рахманинов. И все, кто был в артистической, понимали: их кумир недоволен кульминацией, а публика в зале даже не заметила. Она ревела от восторга.

Поиск по сайту