Аллегории пяти чувств. Слух

Выпуск 16
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Это одна из совместных работ Яна Брейгеля Старшего и Рубенса. Точность мазка мастера пейзажей и натюрмортов, в подробностях выписывающего интерьеры и заполняющие их предметы, дополняется живым изображением фигур, по-рубенсовски пышущих здоровьем и очень земных. Такова обнажённая Венера на полотне «Аллегории пяти чувств. Слух». Полусидя, она играет на лютне, повернув голову к зрителю и совершенно не обращая внимания на нотную тетрадь, которую держит перед ней рассеянный Купидон. Всё, что вокруг, напоминает Wunderkammern — кабинеты чудес в богатых домах, заставленные многочисленными предметами в художественном беспорядке. Вот несколько виол различных размеров, предшественник тромбона медный сакбут, барабан, арфа, многочисленные флейты. Наконец, расписной клавесин с двумя мануалами — такие как раз производились в то время в Антверпене.
Ещё перед нами сразу несколько партитур, дающих возможность любопытным поинтересоваться, что в них. На столе раскрыт сборник мадригалов для шести голосов. А на полу, под виолой, разложены два канона. Первый, ближайший к наблюдателю, содержит текст Beati qui audium verbum Dei («Блаженны те, кто слышит слово Божие»); второй гласит: «Дай мне услышать радость и счастье».
Всё, таким образом, намекает на то, что мы находимся в мире музыкальной гармонии. Вон, и на заднем плане, в перспективе, видна комната, где увлечённо музицируют ещё несколько человек… Но, позвольте, что тогда делают здесь многочисленные попугаи (на спинках и в клетках), не самое музыкальное животное олень и особенно два мушкета, один из которых приставлен прямо к стулу, будто в ожидании скорого выстрела? Увы, авторы напоминают нам, что слух человеческий вынужден принимать и другие звуки. Этот живописный язык в ту эпоху имел большой успех. Поэтому «Аллегории» Брейгеля и Рубенса быстро попали к королю Испании Филиппу IV, управлявшему тогда южными Нидерландами. В 1636 году они уже висели в Мадриде.
Ян Брейгель старший, Питер Пауль Рубенс, «Аллегории пяти чувств. Слух», 1617–1618 годы. Музей Прадо, Мадрид

Последние выпуски программы

Выпуск 31

Портреты Прасковьи Жемчуговой

Она пела почти двадцать лет, исполнила около 50 партий в разных операх. За её драматическую игру и редкой красоты голос — сопрано теплого тембра — граф Шереметев дал ей сценическую фамилию Жемчугова.

Выпуск 30

Костюмы Бакста

Всеобщую известность Лев Бакст приобрел благодаря Русским сезонам с их костюмами в стиле модерн.

Выпуск 29

Портрет Мусоргского

Если литературу Репин прославил портретами Гоголя, Тургенева, Льва Толстого, то музыку — в первую очередь портретом Мусоргского, с которого началась его галерея композиторов.

Поиск по сайту