Фантазия до-минор В. А. Моцарта: Эскизы

10 июня 2009
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Фантазия до-минор Вольфганга Амадея Моцарта — чего в ней больше: тишины или звуков, автобиографии или посвящения, света или тьмы, хаоса или гармонии?.. О том, когда пауза — самая красивая музыка, а повторение мотива подобно разрушению…
Михаил Казиник: «...У меня складывается такое ощущение, что в Фантазии до-минор Моцарт как будто пишет свою биографию, характеристику всего своего творчества. Рядом с достаточно легкомысленной музыкой страшнейшие пласты — какие-то вскрытия тайных печатей. Начиная даже с самого начала, это же явный знак Дьявола — эти первые росчерки…»
Впрочем, Фантазию Моцарта Михаил Казиник и Алексей Ботвинов разбирают буквально по тактам. Отдельной темой проходит в передаче анализ музыки пауз композитора — каково их смысловое значение, и что станет с произведением, если убрать из него разом все паузы?
Михаил Казиник: «Меня всегда удивляет в этом сочинении одна вещь — совершенно невероятная энциклопедия пауз.<…> Потому что после того, что он только что сказал, ему просто чисто драматургически необходимо уйти в никуда, в нирвану. У Моцарта с его тягой к красоте повторение одного и того же мотива в трех октавах — это разрушение. Тогда получается, что вся его прекрасная, сказочная, нечеловеческая музыка приходит к какому-то отрицанию самого себя. Поэтому здесь Моцарт после этой гигантской красоты мелодии вдруг растворяется — у него ничего не остается. И ему ничего не остается сделать, как воссоздать в музыке тишину…»

Последние выпуски программы

12 августа 2015

Sonate du diable

В прошлом выпуске программы мы начали цикл передач об известных и великих скрипачах. И открыл цикл талантливый скрипач и композитор Джузеппе Тартини. Сегодня мы продолжаем наш разговор о Джузеппе Тартини и его Дьявольской музыке.

19 июля 2017

Александр Алябьев. Откуда прилетел «Соловей»? Передача четвертая

Отстаивая правду, благородный русский офицер Александр Алябьев попал в тюрьму, где написал своего знаменитого "Соловья" и балет "Волшебный барабан". Какие еще перипетии судьбы ждали композитора, расскажет Михаил Казиник.

14 июля 2017

Александр Алябьев. Передача третья

"Соловей" Алябьева звучит также слитно, как Полонез Огинского. Но что мы знаем еще о творчестве этого русского композитора? Завесу тайны открывает Михаил Казиник.

Поиск по сайту