Случай в московском метро

Выпуск 21
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Это история случилась во время Великой Отечественной войны в московском метро. Обычный день войны. Едут люди по своим делам. Народу в вагоне немного, но все сидения заняты. А на одном из сидений два паренька, им не больше двенадцати лет. Они никого не видят вокруг, потому что спят, притом, крепко, развалившись. Пассажиры поглядывают на них с раздражением и брезгливостью: хотя бы место уступили старшим! Но куда там! Ребята видят седьмой сон. На остановке в вагон заходят две женщины средних лет с тяжелыми сумками. И принимаются стыдить мальчишек: «Ишь развалились тут… видят пожилых людей и сидят… вместо того, чтобы встать!». Разгорается типичная бытовая склока, подключаются к осуждению и другие пассажиры. Но ребята не просыпаются. И тогда их стаскивают с сиденья вагона. Но и стоять они не могут — тот мальчишка, что поменьше ростом, сползает сонным на пол. Его не разбудить. «Какое безобразие — спать на ходу!», негодуют пассажиры. И вдруг второй парнишка, еле ворочая языком, говорит: «Тише, не мешайте ему спать… Он… два дня у станка стоял… смена не приходила». Сказал это и сам заснул. И тут лишь взрослые дяди и тети догадались: ребята работают на заводе! И сразу все замолчали.
Свидетелем этой сцены стал оперный режиссёр Борис Покровский, запомнивший ее на всю жизнь. В вагоне «наступило какое-то волшебное оцепенение… Никто не поднимал ребят, не предлагал им своих мест, да и свободных мест теперь уже стало много. Но на ребят смотрели как на дорогую реликвию, бесценную, навеки одухотворенную, как на знак силы, убежденности и веры в победу… так мелкотравчатая комедия превратилась в народный эпос, выраженный малыми, „камерными“ средствами». Покровский вышел на своей остановке и все время думал, «что где-то движется вагон и везет двух мальчишек, которые хотят спать и которым нет дела до своего героизма. Они делают то, что ждет от них время, что велит им их еще неразбуженное сознание, но интуитивно проявляющая себя совесть». И когда речь шла о героизме народа в годы войны, режиссёр всегда вспоминал этот случай в московском метро, приводя его в пример молодым артистам.

Последние выпуски программы

Выпуск 31

Концерт — фронту

В воспоминаниях многих ветеранов и дошедших до нас письмах участников Великой Отечественной войны можно найти упоминание о кинофильме «Концерт — фронту».

Выпуск 30

Оперетта в окружённом Ленинграде

Не иначе как подвигом можно назвать работу Ленинградского театра музыкальной комедии во время блокады.

Выпуск 29

Спасающая от смерти песня

Лирический тенор Иван Нечаев выступал на сцене Кировского театра с 1928 года, заслужив любовь преданных поклонников.

Поиск по сайту