Музыкальные инструменты народов Ханты и Манси

Выпуск 141
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Нашу страну населяет множество народов. У каждого — свой язык, своя культура, своя музыка, и конечно, свои музыкальные инструменты. Сегодня я расскажу об инструментах Народов Севера, живущих в Западной Сибири по берегам реки Оби и ее притоков — ханты и манси. Своим инструментам они давали поэтичные названия.
Сегодня наши герои ­ древний инструмент «нарс-юх», что переводится как поющее или играющее дерево, а название другого инструмента «тарыг-сып-ив» означает «журавлиная шея из дерева».
Нарс-юх — популярный инструмент у народов ханты и манси. В прошлом он применялся в качестве ритуального инструмента, например во время «праздника медведя». У хантов и манси медведь всегда считался священным зверем, младшим «братцем» человека, поэтому к нему неизменно относились с высоким почтением. С «медвежьим праздником» у этих народов связан богатый фольклор, народная хореография, песенное искусство и народный театр.
Корпус нарс-юха, имеющий форму лодки, выдолблен из сосны, струны изготавливаются из лосиных или оленьих кишок, пропитанных рыбьим клеем. У инструмента нет ладов, и музыкант не прижимает струны пальцами, поэтому звукоряд ограничивается всего пятью звуками — по числу струн. Играют на нарс-юхе обычно мужчины. В дни больших праздников под его аккомпанемент исполняют старинные былины, рассказывающие о подвигах легендарных богатырей. В другое время поют бытовые импровизационные песни, сопровождая их пляской, изображающей движения животных или полет птиц.
Другой репертуар у тарг-сыпа. Его звучание тихое, мелодичное, и потому игрой на нем сопровождают лирические и эпические песни. Исполнение обычно начинается с прелюдии, затем вступает солист, который, импровизируя, поет обо всем, что его окружает.
Этот многострунный инструмент типа угловой арфы внешне напоминает птицу с вытянутой длинной шеей, отсюда и его название. Корпус инструмента долбленый, на шейке инструмента вырезается голова птицы или животного. Играют на тарыг-сып-иве сидя, поддерживая его правой рукой. Струны перебирают пальцами левой руки, а большим пальцем правой защипывают одну из нижних струн, создавая бурдонный фон.

Последние выпуски программы

Выпуск 695

Василий Андреев

Василий Андреев, основатель Великорусского оркестра народных инструментов. Сын купца из города Бежецка Тверской губернии с детства играл на фортепиано, скрипке, различных народных инструментах.

Выпуск 694

«Неистовая пляска Глинки»

На рисунке художника Николая Степанова из фондов Музея музыки изображена вымышленна сцена из испанского путешествия Глинки. В нижнем левом углу художник подписал название своего рисунка — «Неистовая пляска Михаила Ивановича Глинки» Композитор с детства мечтал побывать в Испании. Его мечта осуществилась в 1845 году.

Выпуск 693

«Aria. Stradella». Рукопись инструментовки Чайковского

Настоящей сокровищницей Российского национального музея музыки является отдел документов и личных архивов. Почти каждая рукопись скрывает удивительную, а порой и детективную историю.

Поиск по сайту