«Колокола» Рахманинова

Выпуск 124
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Колокол — это инструмент, безусловно, важный для русского человека. И в творчестве русских композиторов тема колоколов возникала не раз. Но есть композитор, для которого колокола были особенно важны. Это Сергей Васильевич Рахманинов. И одно из центральных произведений, развивающих этот образ, с июля 1941 года хранится в Центральном музее музыкальной культуры — это автограф партитуры поэмы для хора, солистов и оркестра «Колокола», написанной в имении композитора Ивановка за невероятно короткий срок ‑ с 10 июня по 27 июля 1913 года.
Замысел поэмы «Колокола» для смешанного хора, трех солистов (сопрано, тенора и баритона) и оркестра родился в Риме, когда Рахманинов получил анонимное письмо с просьбой прочесть приложенный к письму перевод Константина Бальмонта стихотворения Эдгара По. Как утверждалось в письме, данный текст идеально подходит для музыки и должен заинтересовать композитора. Имя автора письма стало известно только после смерти Рахманинова, им оказалась виолончелистка Мария Данилова.
Сюжет стихотворения действительно сразу заинтересовал Рахманинова. «Колокола» напоминают симфонию по структуре (4-частный цикл), однако ближе всего они к кантате. Все произведение, от первой его части до последней, представляет собой неудержимое движение к катастрофе, от света — к мраку. Каждая из четырех частей создает картину жизни человека на пути от рождения к смерти, и в каждой колокольный звон является главенствующим.
Поэма «Колокола» имеет авторское посвящение другу, голландскому дирижёру Виллему Менгельбергу и его оркестру Концертгебау в Амстердаме.
Первое исполнение «Колоколов» под управлением автора состоялось 30 ноября 1913 г. в Петербурге с участием хора и солистов Мариинского театра, а 8 февраля 1914 года в Москве при участии хора и артистов Большого театра. По воспоминаниям жены композитора Натальи Александровны Рахманиновой, «в Петербурге, после исполнения Колоколов, с Сергеем Васильевичем выходил кланяться и поэт, Бальмонт. Вот была забавная пара: высокий, с коротко остриженными волосами Сергей Васильевич и маленький Бальмонт с рыжими кудрями до плеч. Но, конечно, он заслуживал успеха, его перевод „Колоколов“ Эдгара По действительно был замечателен».
Исполнение «Колоколов» Рахманиновым — высший расцвет его как композитора-дирижёра. По словам оркестрантов, Рахманинов, переживая сам эмоциональное содержание произведения, заставлял переживать и оркестр. Ясность плана, цельность общей линии, глубокое ощущение мелоса произведения, увлекательная певучесть тем, ритмика, темпы, краски сообщались всем, кто с ним работал. Сам композитор позже так отзывался о поэме: «Это произведение, над которым я работал в лихорадочном возбуждении, и по сей день остается, на мой взгляд, лучшим из моих сочинений».

Последние выпуски программы

Выпуск 695

Василий Андреев

Василий Андреев, основатель Великорусского оркестра народных инструментов. Сын купца из города Бежецка Тверской губернии с детства играл на фортепиано, скрипке, различных народных инструментах.

Выпуск 694

«Неистовая пляска Глинки»

На рисунке художника Николая Степанова из фондов Музея музыки изображена вымышленна сцена из испанского путешествия Глинки. В нижнем левом углу художник подписал название своего рисунка — «Неистовая пляска Михаила Ивановича Глинки» Композитор с детства мечтал побывать в Испании. Его мечта осуществилась в 1845 году.

Выпуск 693

«Aria. Stradella». Рукопись инструментовки Чайковского

Настоящей сокровищницей Российского национального музея музыки является отдел документов и личных архивов. Почти каждая рукопись скрывает удивительную, а порой и детективную историю.

Поиск по сайту