Автограф романса Чайковского «День ли царит»

Выпуск 121
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Во Всероссийском музейном объединении им. Глинки с 1941 года хранится важнейшая часть творческого архива Петра Ильича Чайковского — автографы его музыкальных сочинений. Среди вокальных сочинений композитора особое место занимает авторская рукопись романса «День ли царит». Романс был написан в 1880 году на слова известного поэта Алексея Николаевича Апухтина, с которым композитора связывала на тот момент уже давняя дружба. Они оба учились в Училище правоведения, которое окончили в 1859 году. К стихам Апухтина Чайковский обращался неоднократно. Помимо романса «День ли царит» сегодня известно ещё четыре камерно-вокальных сочинения композитора, написанные на его слова: «Забыть так скоро», «Ни отзыва, ни слова, ни привета», «Он так меня любил», «Ночи безумные». Имеются сведения также о романсе «Он идёт», сочинённом до 1866 года, к настоящему моменту не обнаруженном.
Обстоятельства создания романса «День ли царит» известны достаточно подробно. В эскизах он был завершён, по-видимому, в конце марта 1880 г. Чайковский создал романс под впечатлением знакомства с молодой певицей Александрой Валериановной Панаевой. После генеральной репетиции концерта из произведений композитора, в котором принимала участие Панаева, у композитора состоялся разговор с Апухтиным. Вдохновлённый исполнительским мастерством певицы, Чайковский спросил, неужели поэт до сих пор не посвящал ей стихов. В ответ Апухтин молча протянул ему лист бумаги, где карандашом было набросано небольшое стихотворение. Чайковский схватил листок, несколько раз пробежал его глазами, а потом вдруг, не прощаясь, ушёл от Апухтина домой. Через день-два композитор вновь посетил своего друга и принёс ему вчерне написанный романс. Позднее Чайковский включил его под № 6 в новую тетрадь романсов, созданную летом 1880 года и посвящённую Александре Валериановне Панаевой.
С момента первого издания Семи романсов именно на долю романса «День ли царит» выпала особая популярность. Он стал своего рода символом камерно-вокального творчества Чайковского. В нём в особой степени сконцентрировались те черты, которые слушатели так ценят в романсах композитора: сила и искренность чувства, одухотворённость и возвышенность высказывания, экстатический восторг лирического героя, от имени которого поётся романс.

Последние выпуски программы

Выпуск 695

Василий Андреев

Василий Андреев, основатель Великорусского оркестра народных инструментов. Сын купца из города Бежецка Тверской губернии с детства играл на фортепиано, скрипке, различных народных инструментах.

Выпуск 694

«Неистовая пляска Глинки»

На рисунке художника Николая Степанова из фондов Музея музыки изображена вымышленна сцена из испанского путешествия Глинки. В нижнем левом углу художник подписал название своего рисунка — «Неистовая пляска Михаила Ивановича Глинки» Композитор с детства мечтал побывать в Испании. Его мечта осуществилась в 1845 году.

Выпуск 693

«Aria. Stradella». Рукопись инструментовки Чайковского

Настоящей сокровищницей Российского национального музея музыки является отдел документов и личных архивов. Почти каждая рукопись скрывает удивительную, а порой и детективную историю.

Поиск по сайту