Мандолина

Выпуск 117
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Сегодня мы отправляемся в солнечную Италию — на родину столь же теплого по звучанию инструмента — мандолины. Она появилась в Италии в XVI веке. Первыми образцами музыки, специально предназначенной для мандолины, были обработки популярных танцев и песен. Уже в следующем столетии инструмент все чаще стал включаться в состав оркестров при исполнении духовных и светских кантат, опер и ораторий.
В XVIII столетии искусство игры на мандолине переживало расцвет. Она получила известность в соседних с Италией странах и стала одним из излюбленных инструментов камерного музицирования. Особенно популярной мандолина стала в Париже, куда вслед за оперными певцами устремились итальянские виртуозы. Произведения для мандолины создавали известные композиторы Антонио Вивальди, Джованни Перголези, позже Людвиг ван Бетховен и Иоганн Гуммель, мандолина звучала в оратории Георга Фридриха Генделя «Александр Балус», в «Севильском цирюльнике» Джованни Паизиелло и «Дон Жуане» Вольфганга Амадея Моцарта.
В России этого времени непродолжительный всплеск популярности мандолины был спровоцирован гастролями генуэзского виртуоза Дзанебони, давшего концерты в Петербурге и Москве. Именно его выступление побудило Паизиелло, в то время придворного композитора, использовать этот инструмент в «Севильском цирюльнике», поставленном в Петербурге в 1782 году. Успех оперы на многие годы прочно связал мандолину с аккомпанементом серенад в комических операх.
Существовало несколько типов мандолин, различавшихся по числу струн, строю, форме корпуса и длине грифа. Наиболее популярной стала неаполитанская мандолина. Она имеет выпуклый корпус, склеенный из отдельных сегментов, овальную деку с поперечным изломом, короткую шейку с врезными металлическими ладами и плоскую головку с механическими колками. Строй у неаполитанской мандолины квинтовый, как у скрипки. Четыре парные струны настраиваются в унисон. Звук у инструмента серебристый, яркий и звонкий, но быстро затухающий. Продлить его можно, используя прием тремоло. Играют на мандолине при помощи плектра, который изготавливали из черепашьего панциря. Из этого же материала делалась накладка, которая наклеивалась между резонаторным отверстием и подставкой и защищала деку от ударов плектра.
Неаполитанская мандолина из фондов музея изготовлена представителем семьи выдающихся итальянских мастеров Гальяно, о чем свидетельствует печатный этикет: «Януариус Гальяно, сын Алессандро, Неаполь, 1765». Интересна характерная для мандолин XVIII века деталь — колки на головке инструмента вставлены сзади.
Мандолина — это не только сольный, но и аккомпанирующий, и ансамблевый инструмент. Существуют оркестры мандолин, в состав которых иногда входят также гитары. Такие оркестры носят название неаполитанских.

Последние выпуски программы

Выпуск 695

Василий Андреев

Василий Андреев, основатель Великорусского оркестра народных инструментов. Сын купца из города Бежецка Тверской губернии с детства играл на фортепиано, скрипке, различных народных инструментах.

Выпуск 694

«Неистовая пляска Глинки»

На рисунке художника Николая Степанова из фондов Музея музыки изображена вымышленна сцена из испанского путешествия Глинки. В нижнем левом углу художник подписал название своего рисунка — «Неистовая пляска Михаила Ивановича Глинки» Композитор с детства мечтал побывать в Испании. Его мечта осуществилась в 1845 году.

Выпуск 693

«Aria. Stradella». Рукопись инструментовки Чайковского

Настоящей сокровищницей Российского национального музея музыки является отдел документов и личных архивов. Почти каждая рукопись скрывает удивительную, а порой и детективную историю.

Поиск по сайту