Музыка против забвения: премьера в День Героев Отечества

Дата публикации: 11 декабря 2025

Нас двадцать миллионов.
От неизвестных и до знаменитых,
Сразить которых годы не вольны,
Нас двадцать миллионов незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.
Строки Расула Гамзатова, написанные десятилетия назад, стали смысловой и музыкальной основой высказывания «Реквием Незабытых». 9 декабря, в День Героев Отечества, в Концертном зале имени Чайковского состоялась мировая премьера сочинения композитора Валерия Воронова. Как говорит сам автор, это не литургическая месса, а музыкально-поэтическое действо, посвящённое не только героям, но и всем тем, чьи имена остаются неизвестными.
Музыка как мост между поколениями
Произведение, написанное по заказу дирижёра Юрия Башмета, объединило на одной сцене Всероссийский юношеский симфонический оркестр, Государственную академическую хоровую капеллу России имени Юрлова, солистов Николая Землянских и Данилу Князева, а также актёров Полину Агурееву, Ирину Купченко, Евгения Ткачука и Алексея Верткова. Режиссёром концерта выступила Полина Агуреева.
Ключевой особенностью проекта стало участие молодёжного оркестра. «Мы остановились на юношеском, потому что ребята из разных регионов ощущения от исполнения этой мировой премьеры привезут в свои города. Это будет очень важным для них стимулом, ощущением истории нашей родины», — пояснил генеральный продюсер проекта Дмитрий Гринченко.
Маэстро Юрий Башмет перед началом концерта отметил: «Я прежде всего рассчитываю на понимание музыки… Это музыка мощная, язык для широкой публики, может быть, не столь знакомый, но мы идём вперёд… Если мы это делаем, и мы помним, значит, эти люди живы в нашей памяти. Сегодня много молодёжи в зале. Я надеюсь, что они примут эту эстафету».
Четыре части памяти и один музыкальный образ
«Реквием Незабытых» — это сочинение в четырёх частях, каждая из которых построена на стихах поэтов-фронтовиков: Константина Симонова («Родина»), Расула Гамзатова («Нас двадцать миллионов») и Юрия Левитанского («Ну что с того, что я там был»). Также в литературной части есть «Смелость» Бориса Пастернака — поэт хоть и не принимал прямого участия в военных действиях, бывал на фронте в качестве корреспондента. Повествование ведут два мужских голоса — баритон и бас, обрамлённые звучанием хора и оркестра.
Композитор Валерий Воронов так объяснил свою концепцию: «Главной темой является, конечно, память. И здесь память противостоит силе забвения… Память как бы переходит в сознание других людей». Он подчеркнул, что его «Реквием» — это «размышление на тему смерти, на тему жизни и смерти. Стихи людей, которые прошли войну, наполнены особой энергией, своей важной энергетикой, чувством». И хоть композитор и говорил, что его Реквием не имеет отношения к богослужению, всё же он использовал в сочинении некоторые молитвы и отрывки из духовных текстов.
Визуальный ряд: живопись, графика, кинохроника
Чтобы не отвлекать, а усилить восприятие сложной музыки, был создан минималистичный, но пронзительный визуальный ряд, основой которого стали работы из собрания Государственной Третьяковской галереи. Полина Агуреева построила видеоряд как движение от искусства к документу.
«У меня была одна идея — не испортить музыку композитора, помочь её воспринимать», — рассказала Полина Агуреева. Первая часть — это цветная живопись времён войны, сюда вошли работы художников-соцреалистов, в том числе Константина Финогенова, который был в Сталинграде в то время. Вторая часть — графика. Здесь — произведения Сойфертиса, его знаменитый «Севастопольский альбом». Третья — документальные портреты и поля сражений, фото- и видеохроника. Для Полины Агуреевой было принципиально избежать ложного пафоса (от себя скажем, что это ей удалось). «Нужно идти от себя, от того, как ты воспринимаешь эту трагедию, как она связывается с сегодняшним временем. Тогда и не будет клише», — говорит режиссёр.
У нового произведения впереди, вероятно, долгая жизнь. Организаторы рассчитывают, что это не был разовый показ. Генеральный продюсер проекта Дмитрий Гринченко в интервью перед премьерой отмечал, что если премьера сложится так, как задумано, то у этого произведения «будет большая судьба» и оно будет исполняться. Ждём «Реквиема Незабытых» в афишах фестивалей искусств, который Юрий Башмет и его команда проводят в городах России.
Маргарита Майер
Фото: Алексей Молчановский, пресс-служба РКА

Последние события

Поиск по сайту