Уникальные находки проекта «Партитура памяти»

Дата публикации: 21 июня 2022

В ходе историко-музейной подготовки проекта «Партитура памяти», посвященного 80-летию со дня блокадной премьеры Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, автором идеи и куратором проекта Юлией Кантор были сделаны уникальные находки, среди которых письма Жавдета Айдарова — музыканта, участвовавшего в исполнении «Ленинградской» симфонии 9 августа 1942 года. В его судьбе руководитель оркестраРадиокомитета Карл Элиасберг сыграл особую роль. Письма, позволяющие погрузиться в блокадную реальность периодаподготовки к премьере в осажденном городе, были адресованы родителям Айдарова, находившимся в эвакуации, и 80лет хранились в его семье.
21 июня в 13 часов в Бетховенском фойе Большого зала Санкт-Петербургской филармонии состоится пресс-конференция, на которой широкой общественности впервые будут представлены эти уникальные артефакты, а такжепойдет речь об итогах приема заявок на научную конференцию в рамках проекта.
Участники пресс-конференции:
— Илья Сергеевич ЧЕРКАСОВ,
директор Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича;
— Евгений Дмитриевич ПЕТРОВСКИЙ, заместитель художественного руководителя Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича;
— Юлия Зораховна КАНТОР, куратор проекта «Седьмая симфония. Партитура памяти»,
доктор исторических наук, заместитель директора Санкт-Петербургского института истории РАН;
— Надим Жавдетович АЙДАРОВ, кандидат искусствоведения, сотрудник Института музыки, театра и хореографии РГПУ имени А. И. Герцена.
В 2022 году — 80 лет событию, навсегда вошедшему в мировую историю: премьере в блокадном Ленинграде Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича. Исполнение этого произведения 9 августа 1942 года в Большом зале филармонии оркестром Ленинградского радиокомитета под управлением К. И. Элиасберга стало не только уникальным явлением в культуре, но и важнейшим социально-политическим событием периода Великой Отечественной войны, по праву названным «первыми залпами по Берлину». Оно явилось и своего рода кульминацией «путешествия» этого музыкального произведения по РСФСР и другим союзным республикам, а также по столицам стран-союзниц СССР.
Куйбышев и Москва, Ташкент и Новосибирск, Свердловск и Ереван, Лондон и Нью-Йорк… Историческая карта событийобъединяет поколения, позволяя документам, артефактам, исследованиям воссоздать полифоническую картину — Партитуру памяти.
Проект «Партитура памяти» призван способствовать сохранению исторической памяти об одном из знаковых гуманитарных событий Второй мировой войны, укрепить межрегиональные связи музыкального, исторического имузейного сообщества посредством кросс-отраслевого сотрудничества. Проект организован при поддержке нефтяной компании «Роснефть». Компания оказывает спонсорскую помощь Санкт-Петербургской филармонии с 2015 года, что позволяет организовывать современные и масштабные проекты, украшающие культурную жизнь Петербурга и всейРоссии. Это успешное сотрудничество продолжается и в текущем сезоне.
Проект предполагает трехчастную «композицию»: научную конференцию, мемориальную выставку и — как ключевое событие — концерт Академического симфонического оркестра филармонии — бывшего Большого симфоническогооркестра Ленинградского радиокомитета в Большом зале филармонии 9 августа 2022 года.
В научной конференции, посвященной «Ленинградской» симфонии, примут участие музыковеды, историки-исследователи Великой Отечественной войны, архивисты и музейщики. Основные темы — исполнение Седьмой симфонии во время войны и его значение, мемориализация памяти об этом событии, неизвестные документы о подготовке исполнений ипремьерах произведения в РСФСР и за рубежом.
На выставке в фойе Большого зала, которая откроется 9 августа 2022 года, будут показаны уникальные экспонаты, многиеиз которых не демонстрировались никогда: партитура, личная переписка Д. Д. Шостаковича, подлинные инструменты и вещи музыкантов и дирижера К. И. Элиасберга — участников ленинградской премьеры, афиши, фото и другие артефакты, связанные с исполнением Симфонии в Куйбышеве, Москве, Новосибирске, Ташкенте, Лондоне, Нью-Йорке и, конечно, вЛенинграде, которому будет отведено ключевое место в экспозиции. Таким образом будет «реконструировано» историко-информационное пространство бытования уникального явления, каким стала «Ленинградская» симфония, в отечественноми мировом культурном ландшафте.
В рамках проекта начнется подготовка иллюстрированной монографии, одноименной проекту, главы которой будутпосвящены «географии» исполнения Седьмой симфонии и общественно-политическому резонансу этого события внашей стране и за ее пределами, а также месту «Ленинградской» симфонии Д. Д. Шостаковича в культурной и исторической памяти.
Финальным событием проекта станет концерт Академического симфонического оркестра филармонии в Большом зале с прямой трансляцией исполнения Седьмой симфонии в интернете и на радио: дань памяти подвигу ленинградскойтворческой интеллигенции, сквозь голод, холод и бомбардировки донесшей миру несокрушимую силу Искусства.
Автор идеи и куратор: Юлия Кантор, д. и. н., заместитель директора, главный научный сотрудник СПбИИ РАН.

Последние события

Поиск по сайту