«Скрипка для музыки»

Дата публикации: 21 июля 2020

«Нет исполнителя, который выше музыки», — говорил Исаак Стерн. 21 июля отмечаем сто лет со дня рождения великого американского скрипача.
Исаак Стерн родился в городе Кременец Подольской губернии, но уже в младенческом возрасте оказался вместе с семьёй в Соединённых Штатах Америки. Здесь малышу дали другое имя — Айзек, хотя для родных он всегда оставался Исааком: в семье говорили только по-русски. Первые уроки игры на рояле мальчик получает от матери. Но уже вскоре будущий виртуоз выбирает другой музыкальный инструмент. «Мне было около семи лет, — вспоминает артист, — когда соседский мальчишка, мой приятель, начал играть на скрипке. Это воодушевило и меня».
В восемь лет Исаак поступает в консерваторию Сан-Франциско, а уже в десять — выступает с первым сольным концертом. Главным музыкальным наставником для юноши становится педагог Наум Блиндер. По словам Стерна, именно он сыграл решающую роль в судьбе скрипача: «Мой учитель никогда не указывал мне, как надо играть, говорил только как не надо, тем самым вынуждая меня самостоятельно искать соответствующие выразительные средства и приёмы». Несмотря на довольно ранние успехи в исполнительском мастерстве, трудно назвать Исаака Стерна вундеркиндом. Его превращение в известного артиста было постепенным и гармоничным.
В середине тридцатых годов в Сан-Франциско начинают говорить о Стерне как о новой восходящей звезде на скрипичном небосводе. Это открывает музыканту дорогу в Нью-Йорк, где в октябре 1937 года он дебютирует в зале Таун-холла. Однако концерт не становится сенсацией. Иссак Стерн вспоминал: «Мой нью-йоркский дебют не был блестящим. Думаю, я играл хорошо, но критики оказались неприветливы. Короче, я вскочил в какой-то междугородний автобус и проехал, не сходя, целых пять часов от Манхэттена до последней остановки, раздумывая над дилеммой: продолжать или отказаться…».
После не очень удачного выступления Исаак возвращается в Сан-Франциско, где продолжает работать над техникой, пользуясь советами Луиса Персингера, в прошлом одного из учителей Иегуди Менухина. Война прерывает занятия. Стерн совершает многочисленные поездки по американским военным базам Тихого океана и дает концерты в войсках. Именно в этих поездках скрипач будто бы «обретает себя», находит собственную неповторимую манеру исполнения.
Настоящим триумфом музыканта становится второй нью-йоркский концерт в 1943 году в «Карнеги-холле». Теперь о Стерне говорят как об одном из выдающихся скрипачей мира. Начинается его бурная концертная деятельность — примерно девяносто выступлений в год. В 1950 году скрипач знакомится с известным испанским виолончелистом Пабло Казальсом. Эта встреча переворачивает все представления молодого скрипача. Музыканты становятся близкими друзьями. «Казальс подтвердил многое из того, что я смутно чувствовал и к чему всегда стремился, — говорит Стерн. — Мой основной девиз — скрипка для музыки, а не музыка для скрипки. Чтобы осуществить этот девиз, необходимо преодолеть барьеры интерпретации. А для Казальса они не существуют».
Интересно, что мировую известность Исаак Стерн приобрёл, ни разу в жизни не пройдя конкурсные испытания. Стерн был убеждённым противником больших международных состязаний: ему, по собственному признанию, «претило само ощущение, что нужно готовиться к игре против других». В отличие от многих скрипачей, Исаак Стерн был далёк от того, чтобы «обожествлять» свой инструмент, хотя он играл на уникальной скрипке Гварнери. По мнению Стерна, «скрипка сама по себе не слишком важна». «Скрипка должна служить для создания музыки, и никогда — наоборот: музыка, чтобы играть на скрипке. Страшное преступление — играть ноты вместо того, чтобы творить музыку. Нет исполнителя, который выше музыки, она всегда содержит больше возможностей, чем самые одарённые артисты», — говорил Стерн.
Воздействие его искусства испытали на себе слушатели в разных частях земного шара. Несколько раз, начиная с середины прошлого столетия, знаменитый американский скрипач бывал на гастролях в нашей стране. Исаак Стерн не просто хорошо знаком, но по-настоящему любим русской публикой. У виртуоза сложились теплые отношения с Давидом Ойстрахом, Арамом Хачатуряном, Евгением Светлановым.
Через месяц после смерти Исаака Стерна, в 2001 году, в его аудитории в Карнеги-холле прошел вечер памяти скрипача. Председатель Совета корпорации Нью-Йоркского концертного зала Сэнфорд Вайл, обращаясь к публике, сказал: «Айзек любил говорить, что Карнеги-холл — особый зал: в его стенах обитают души Чайковского, Горовица, Тосканини и многих других великих музыкантов. Отныне к ним присоединилась душа Айзека Стерна».
Текст: Марина Сёмина

Последние события

Поиск по сайту